Педради "Нова українська школа"

 "Керувати - значить приводити до успіху інших"








                                 Мастер- класс

                  (Нестандартное проведение педсовета)

 І этап

1.     Деление коллектива на группы.
Для этого каждый участник конкурса называет цвет, который ему нравится.  Я даю характеристику каждого цвета.
 Синий цвет выбирают чувствительные, впечатлительные, но в то же время уравновешенные и спокойные. Испытывают потребность в эмоциональном общении.
Зеленый - предпочитают люди с высоким уровнем притязаний. Для них характерна озабоченность своим статусом в коллективе. Они ответственны и любят похвалу
Красный - предпочитают энергичные, активные, деятельные. Обычно они оптимистичны, шумны, веселы. Бывают несдержаны.
Желтый -мечтательные, полные надежд, но не всегда готовые активно действовать, склонны к выжидательной позиции. Часто у них светлое хорошее настроение.
Фиолетовый -предпочитают немного инфантильные люди, склонные к тому, чтобы за ними ухаживали, помогали, умилялись их капризам.
Коричневый - предпочитают тревожные, которые часто испытывают эмоциональный или физический дискомфорт, страх

Потом каждая команда получает свой цвет.
2.Вступительное слово.
  Как обычно, каждый директор школы, разрабатывая план проведения педсоветов  или семинаров  выбирает ,  как правило, самую актуальную и  «горящую» тему: это повышение качества знаний учащихся, проблемы адаптации учеников, творчество учителя на уроке. Но к сожалению , мы практически не уделяем внимание такой теме, как  имидж учителя, внешний вид педагога. А ведь, то, что позволяется представителям других профессий, строго запрещается учителям, так  как они являются образцом внешнего вида, стиля, культуры.
                  
Цель  педсовета:


ІІ етап.
Сейчас мы с вами попробуем дать ответ на вопрос
- Каким должен быть учитель?
На  каждую букву слова « учитель» подобрать   соответствующую характеристику. Например, «У»- уравновешенный, «Ч»-
( Слайд   У-умный
                Ч- честный
                И- интеллектуальный
                Т- тактичный
                Е- единственный, естественный
                Л- лояльный
                Ь-  …«мягкий»
Да, действительно, такая характеристика должна быть у каждого учителя, но к сожалению, это не всегда так.
 Для этого и существует понятие « ИМИДЖ Учителя».
Имидж – загадочное красивое слово – появилось в нашем языке в конце 80-х годов. В переводе с французского и английского языков, как было уже сказано выше, оно означает “образ”. Поэтому задачей нашего педсовета определить , из каких компонентов  состоит  имидж учителя.
Давайте определим, из каких компонентов должен состоять имидж учителя
                                                            (слайд)
1.     Визуальный образ
2.     Внутренний образ :
 а)вербальное  поведение: голос, настроение
.б) невербальное поведение: манера поведения, жесты, мимика, этикет
3.     Профессиональные качества ( интеллект, творчество)

                  




Приложение 5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ
№ 1
«Слишком добросовестный» учитель математики постоянно задерживает детей на перемену, оставляет после уроков. У ро­дителей - претензии. Что им ответить?
1.Принести родителям извинения и «исправиться».
2.Объяснить задержки слабостью класса и необходимостью дополнительной работы с ним.
3.Выдвинуть встречные претензии к родителям, которые не уделяют должного внимания успеваемости детей.
4.Смело парировать родительские претензии угрозой отказа от класса и тем, что дети могут остаться вообще без учителя ма­тематики.
Ответ: 1, 2.
№2
Придя в школу раздраженной домашними неурядицами, учительница с ходу «набрасывается» на класс. Разрядившись, она видит, что переборщила. Что делать?
1. Ничего - бываете же Вы иногда и «расслабленной», и слишком доброй!
2. Посетовать: «Как у меня сегодня болит голова ... Навер­ное, магнитные бури».
3. Спокойно сказать: «Извините, что-то я сегодня разо­шлась».
4. «Компенсировать» свои нападки легким и приятным зада­нием детям.
5. «Компенсировать» свои нападки тем, что в этот день не дать домашнее задание.
6. Тепло сказать: «Ну что ж, друзья, а теперь посмотрим, что у вас получилось с ...».
Ответ: 3.
№3
Учительница, доведенная на уроке «до ручки» классными «шутниками», в отчаянии заявляет классу, что оставляет всех на дополнительный урок для выполнения «штрафного» задания. Дисциплинированные, добросовестные ученики возмущены: за что они-то страдают? Как поступить?
1. Спокойно объяснить, что на этот раз пострадают все, что­бы впредь сознательная часть класса четко становилась на сто­рону учительницы и помогала осадить бездельников.
2. Спокойно объяснить, что Вас не так поняли: наказание ка­сается только отличившихся «шутников».
3. Признать доводы сознательной части класса справедли­выми и отпустить этих ребят.
4. Резко осадить «выступающих» и непреклонно заявить, что обсуждать свои решения с ними не намерены.
5. Коротко заключить: «Все претензии - к завучу, а уж я об­рисую ей нашу ситуацию».
Ответ: 3.
№4
Доведенная до отчаяния поведением детей молодая учитель­ница прямо на уроке расплакалась. Как выйти из этой ситуации?
1. Да очень просто: поплакать, успокоиться и продолжить урок.
2. Да очень просто: поплакать - только не в классе - успоко­иться и продолжить урок.
3. В такой ситуации следует обязательно покинуть класс и до конца урока уже не возвращаться.
4. Взять себя в руки - какие еще слезы в классе! - и, изви­нившись перед детьми за свою слабость, продолжить урок.
5. Самое главное, чтобы ученики почувствовали свою вину и ответственность за Ваши слезы.
6. Поплакав, «разберитесь» с классом - без серьезного нака­зания тут не обойтись.
Ответ: 2, 4.
№5
В школу приходит молоденькая учительница, только что окончившая педвуз. Старшеклассники беззастенчиво обсуждают ее внешность, манеру одеваться, говорить ... Как реагировать на это учительнице?
1.  Держаться сдержанно и просто, а к ребятам неизменно проявлять дружелюбие.
2.Любую реплику в свой адрес воспринимать с юмором.
3.Ни на что не реагировать.

4.В этой ситуации полезно сначала сильно припугнуть ребят (строгостью, высокими требованиями, непредсказуемостью), а затем постепенно смягчать манеру общения.
5.Малейшая фривольность со стороны учащихся - и сразу же отправлять их для «промывания мозгов» к директору.
Ответ: 1, 2.
№6
Учитель, выведенный из равновесия вызывающим поведе­нием ученика, сорвался и оскорбил его. Что делать учителю?
1. Сдержанно извиниться и продолжить урок.
2. Потребовать разбирательства в кабинете директора с уча­стием родителей.
3. Сурово пригрозить ученику встречным иском и взыскани­ем с его родителей крупной суммы за моральный ущерб.
4. Срочно переключиться на урок, для начала дать школьни­кам трудное задание, чтобы отвлечь их от инцидента.
5. Хоть на пару минут выйти из класса и остыть (выпить во­ды, покурить), а вернувшись, как ни в чем не бывало продол­жить урок.
Ответ: 1, 5.

Приложение 6

Эта методика позволяет судить о педагогических способнос­тях человека на основе того, какой выход он находит из ряда описан­ных в ней педагогических ситуаций. Перед началом исследова­ния испытуемый получает инструкцию следующего содержания:
«Перед вами — ряд затруднительных педагогических ситуаций. Познакомившись с содержанием каждой из них, необходимо выбрать из числа предложенных вариантов реагирования на данную ситуацию такой, который с педагогической точки зрения наиболее правилен, по вашему мнению. Если ни один из предложенных вариантов ответов вас не устраивает, то можно указать свой, оригинальный, в двух нижних строках после всех перечисленных для выбора альтернатив. Это, чаще всего, будет 7-й и последующие варианты ответов на ситуацию».
Ситуация 1
Вы приступили к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко засмеялся. Когда вы, не успев ничего сказать, вопросительно и удивленно посмотрели на учащегося, который засмеялся, он, смотря вам прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно глядеть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете вести занятия». Как вы отреа­гируете на это? Выберите и отметьте подходящий вариант словесной реакции из числа предложенных ниже.
1. «Вот тебе и на!»
2. «А что тебе смешно?»
3. «Ну, и ради бога!»
4. «Ты что, дурачок?»
5. «Люблю веселых людей».
6. «Я рад (а), что создаю у тебя веселое настроение».
7.
Ситуация 2
В самом начале занятия или уже после того, как вы провели несколько занятий, учащийся заявляет вам: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить».
Ваша реакция:
1. «Твое дело — учиться, а не учить учителя».
2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».
3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя?»
4. «Тебе просто не хочется учиться».
5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».
6. «Давай поговорим об этом подробнее. В моем поведении, наверное, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».
7.
Ситуация 3
Учитель дает учащемуся задание, а тот не хочет его выполнять и при этом заявляет: «Я не хочу это делать!» — Какой должна быть реакция учителя?
1. «Не хочешь — заставим!»
2. «Для чего же ты тогда пришел учиться?»
3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твое поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хотел бы отрезать себе нос».
4. «Ты отдаешь себе отчет в том, чем это может для тебя окончиться?»
5. «Не мог бы ты объяснить, почему?»
6. «Давай сядем и обсудим — может быть, ты и прав».
7.
Ситуация 4
Учащийся разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и в том, что ему когда-либо удастся как следует понять и усвоить материал, и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» — Что должен на это ему ответить учитель?
1. «Если честно сказать — сомневаюсь».
2. «О, да, конечно, в этом ты можешь не сомневаться».
3. «У тебя прекрасные способности, и я связываю с тобой большие надежды».
4. «Почему ты сомневаешься в себе?»
5. «Давай поговорим и выясним проблемы».
6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».
7.
Ситуация 5
Ученик говорит учителю: «На два ближайших урока, которые вы проводите, я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт молодежного ансамбля (варианты: погулять с друзьями, побывать на спортивных соревнованиях в качестве зрителя, просто отдохнуть от школы)». — Как нужно ответить ему?
1. «Попробуй только!»
2. «В следующий раз тебе придется прийти в школу с родителями».
3. «Это — твое дело, тебе же сдавать экзамен (зачет). Придется все равно отчитываться за пропущенные занятия, я потом тебя обязательно спрошу».
4. «Ты, мне кажется, очень несерьезно относишься к занятиям».
5. «Может быть, тебе вообще лучше оставить школу?»
6. «А что ты собираешься делать дальше?»
7. «Мне интересно знать, почему посещение концерта (прогулка с друзьями, посещение соревнования) для тебя интереснее, чем занятия в школе».
8. «Я тебя понимаю: отдыхать, ходить на концерты, бывать на соревнованиях, общаться с друзьями действительно интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел (а) бы знать, почему это так именно для тебя».
9.
Ситуация 6
 Ученик, увидев учителя, когда тот вошел в класс, говорит ему:
«Вы выглядите очень усталым и утомленным». — Как на это дол­жен отреагировать учитель?
1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».
2. «Да, я плохо себя чувствую».
3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».
4. «Я сегодня плохо спал, у меня немало работы».
5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».
6. «Ты — очень внимательный, спасибо за заботу!»
7.
Ситуация 7
«Я чувствую, что занятия, которые вы ведете, не помогают мне», — говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Перестань говорить глупости!»
2. «Ничего себе, додумался!»
3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»
4. «Я хотел бы подробнее знать, почему у тебя возникло такое желание?»
5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»
6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»
7.
Ситуация 8
Учащийся говорит учителю, демонстрируя излишнюю самоуверенность: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить и преподаваемый вами предмет». — Какой должна быть на это реплика учителя?
1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».
2. «С твоими-то способностями? — Сомневаюсь!»
3. «Ты, наверное, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»
4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что если ты захочешь, то у тебя все получится».
5. «Это, наверное, потребует от тебя большого напряжения».
6. «Излишняя самоуверенность вредит делу».
7.
Ситуация 9
В ответ на соответствующее замечание учителя учащийся говорит, что для того, чтобы усвоить учебный предмет, ему не нужно немало работать: «Меня считают достаточно способным человеком». — Что должен ответить ему на это учитель?
1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».
2. «Те трудности, которые ты до сих пор испытывал, и твои знания отнюдь не говорят об этом».
3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все на деле таковыми являются».
4. «Я рад (а), что ты такого высокого мнения о себе».
5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».
6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».
7.
Ситуация 10
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
1-. «Ну вот, опять!»
2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»
3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьезнее».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему?»
5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»
6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю об этом?»
7.
Ситуация 11
Учащийся в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим учащимся». — Как должен ответить учитель на такую просьбу ученика?
1. «Почему это я должен относиться к тебе лучше, чем ко всем остальным?»
2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков и фаворитов!»
3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».
4. «Я хотел (а) бы знать, почему я должен (на) особо выделять тебя среди остальных учеников?»
5. «Если бы я тебе сказал (а), что люблю тебя больше, чем других учеников, то ты чувствовал бы себя от этого лучше?»
6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»
7.
Ситуация 12
Учащийся, выразив учителю свои сомнения по поводу возможности хорошего усвоения преподаваемого им предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чем причина этого и как мне быть дальше?» — Что должен на это ответить учитель?
1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».
2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».
3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение, мне необходимо лучше разобраться в сути проблемы».
4. «Давай подождем, поработаем и вернемся к обсуждению этой проблемы через некоторое время. Я думаю, что нам удастся ее решить».
5. «Я не готов (а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».
6. «Не волнуйся, и у меня в свое время ничего не получалось».
7.
Ситуация 13
Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и защищаете на занятиях». — Каким должен быть ответ учителя?
1. «Это — плохо».
2. «Ты, наверное, в этом не разбираешься».
3. «Я надеюсь, что в дальнейшем, в процессе наших занятий твое мнение изменится».
4. «Почему?»
5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»
6. «На вкус и цвет товарища нет».
7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и защищаю?»
8.

Ситуация 14
Учащийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из товарищей по классу, говорит: «Я не хочу работать (учиться) вместе с ним». — Как на это должен отреагировать учитель?
1. «Ну и что?»
2. «Никуда не денешься, все равно придется».
3. «Это глупо с твоей стороны».
4. «Но он тоже не захочет после этого работать (учиться) с тобой».
5. «Почему?»
6. «Я думаю, что ты не прав».
7.
 
Оценка результатов и выводы
Каждый ответ испытуемого — выбор им того или иного из предложенных вариантов — оценивается в баллах в соответствии с ключом, представленным в нижеследующей таблице. Слева по вертикали в этой таблице своими порядковыми номерами указаны педагогические ситуации, а справа сверху также по порядку их следования представлены альтернативные ответы на эти ситуации. В самой же таблице приведены баллы, которыми оцениваются различные варианты ответов на разные педагогические ситуации.
Ключ к методике «Педагогические ситуации». Оценка в баллах различных вариантов ответов на разные ситуации
Порядковый номер педа­гогической ситуации
      Выбранный вариант ответа и его        оценка в баллах
1
2
3
4
5
6
7
8
1
4
3
4
2
5
5
2
2
2
3
3
5
5
—.
3
2
3
4
4
5
5
4
2
3
3
4
5
5
5
2
2
3
3
2
4
5
5
6
2
3
2
4
5
5
7
2
2
3
4
5
5
8
2
2
4
5
4
3
9
2
4
3
4
5
4
10
2
3
4
4
5
5
11
2
2
3
4
5
5
12
2
3
4
5
4
5
. —
13
3
2
4
4
5
4
5
14
2
2
3
4
4
5
-
-
Примечание. Свободные ответы оцениваются отдельно, и со­ответствующие оценки добавляются к общей сумме баллов.
Способность правильно решать педагогические проблемы оп­ределяется по сумме баллов, набранной испытуемым по всем 14 педагогическим ситуациям, деленной на 14.
Если испытуемый получил среднюю оценку выше 4,5 балла, то его педагогические способности (по данной методике) счита­ются высокоразвитыми.
Если средняя оценка находится в ин­тервале от 3,5 до 4,4 балла, то педагогические способности счи­таются среднеразвитыми.
 И, наконец, если средняя оценка оказа­лась меньше, чем 3,4 балла, то педагогические способности ис­пытуемого рассматриваются как слаборазвитые.

    

Комментариев нет:

Отправить комментарий